Винт представляет собой цилиндрический стержень с частично или полностью нарезанной резьбой и головкой, которая служит для восприятия и передачи усилия при ввинчивании в деталь.
В зависимости от области применения, назначения скрепляемой конструкции, материала и характера нагрузок, винты могут иметь различную форму и конструкцию головки. Выделяют конические и цилиндрические винты, винты с потайной и полупотайной шляпкой, а также с полукруглой и цилиндрической головкой. Шлиц на головке выполняется под конкретный тип отвертки — плоскую или крестообразную. Некоторые винты могут быть полностью лишены головки, а шлиц располагается на торце стержня.
Форма головки винта может быть самой разнообразной. Для менее ответственных и ненагруженных конструкций часто используются винты с полукруглой или цилиндрической головкой. Эти крепежные изделия широко применяются в приборостроении, машиностроении и радиотехнике.
Для крепления металлических элементов в труднодоступных местах, где доступ к другим инструментам ограничен, применяются винты с внутренним шестигранником. Для обеспечения единой плоскости используются винты с потайной или полупотайной шляпкой, предназначенной для особо тонких конструкций, с прорезным или крестообразным шлицем.
Особо стоит отметить высокопрочные винты, которые изготавливаются из специальных марок стали по особой технологии, включающей термическую и техническую обработку. Они предназначены для использования в наиболее ответственных и разнонагруженных конструкциях, подверженных сдвигу, динамической и знакопеременной нагрузке.
Оцинкованные винты обладают повышенной стойкостью к коррозии благодаря цинковому покрытию. Они изготавливаются из углеродистой стали и широко применяются в промышленности и строительстве. К коррозионностойким винтам также относятся крепежные изделия из нержавеющей стали. Черные винты также производятся из углеродистой стали, но без дополнительного покрытия.